Прогнозы для ИТ
IDC, Forrester Research и Gartner опубликовали прогнозы для ИТ индустрии на 2016 год.
Аналитики этих компаний сходятся во мнении, что в настоящее время идет начальная стадия капитальной трансформации ИТ индустрии. В результате этой трансформации на передний план выйдет новая группа доминирующих поставщиков, а традиционные игроки окажутся не у дел.
В ближайшие пять лет в индустрии ИТ произойдут колоссальные изменения. Они уже заметны, но есть ощущение, что многие участники отрасли не понимают, насколько быстро все меняется.
Главные прогнозы, которые можно почерпнуть из докладов Forrester и IDC.
У традиционных поставщиков нет перспектив
В докладе IDC без обиняков говорится: «К 2020 году больше 30% сегодняшних ИТ-вендоров прекратят существование в том виде, как мы их знаем». То есть почти треть нынешних компаний обанкротятся, лишатся былого могущества или объединятся с кем-то в результате слияний.
Это уже происходит: HP только что разделилась на две компании, Citrix объявила о планах отчуждения бизнеса GoMeeting и сокращения штата на 10%, а Dell покупает EMC (хотя сделка еще может провалиться).
Но все это лишь «разогрев» перед тяжелыми временами для всего спектра традиционных поставщиков – причем больше всего рискуют самые крупные. Уже какое-то время назад стало понятно, что у них не все в порядке: отсутствует рост, проваливаются прогнозы и появляются всевозможные оправдания – от некомпетентности торговых агентов до невыгодных обменных курсов. Тот факт, что такие поставщики перестали расти, – главный показатель того, что уже скоро все станет намного хуже.
И проблема вовсе не в недоработках руководства – таковые можно было бы исправить сменой генерального директора или масштабными сокращениями штата. Дело в том, что сама суть отрасли в корне меняется, а ее традиционные участники не предлагают решений, достойных завтрашнего дня. Реструктуризация индустрии ускорится за счет нового для технологического мира явления – частного акционерного капитала.
Резиденты Кремниевой долины в последнее время походя бросаются словом disruption (переворот, подрыв), подразумевая: все, кто отсеивается, – это побочный ущерб от такого «подрыва». Истина в том, что реструктуризация отрасли будет масштабной, болезненной и обескураживающей, но неизбежной.
Облачных провайдеров станет меньше
Казалось бы, если на традиционных рынках произойдет переворот, их давние участники могли бы найти спасение в облаке. Но это не так, если верить Forrester. В докладе аналитиков говорится: «Крупные облачные провайдеры наберут силу; Amazon, IBM SoftLayer и Microsoft захватят больше рынка корпоративных облачных сервисов. Несмотря на превосходные технологии и колоссальные масштабы, Google в 2016 году только начнет развивать бизнес сервисов для крупных предприятий. И хотя сегодня еще появляются изобретательные новички вроде Aliyun и DigitalOcean, шансов для выхода на рынки инфраструктуры в виде сервиса и облачного ПО управления в конце 2016 года будет гораздо меньше, чем в начале».
Недавно эксперт Gartner по облачным технологиям Лидия Ленг опубликовала твит о том, что к ней поступают вопросы от облачных провайдеров, планирующих уход с рынка.
В Forrester также рекомендуют пользователям «выбирать только облачных лидеров». Другими словами, рынок облачных сервисов достиг стадии «музыкальных стульев», и надо придерживаться тех провайдеров, которым при очередной пересадке гарантированно достанется стул. Понятно, что это пророчество, которое сбудется само по себе, – пользователи начнут обращаться к крупным провайдерам, у мелких упадет доход, они будут вынуждены закрывать сервисы, вследствие чего у крупных вырастет бизнес и так далее.
Впрочем, это и не новость. Еще в прошлогоднем докладе IDC прогнозировалось, что рынок общедоступных облачных сервисов сузится до шести-восьми крупных игроков, а остальным провайдерам предстоит бороться за остатки.
Как и все отрасли с большим объемом капиталовложений, облачная переживает борьбу между теми, у кого толще чековая книжка, и в 2016 году многие нынешние провайдеры придут к выводу, что у них на счету недостаточно денег, чтобы остаться на рынке.
Большие Данные станут… еще больше
Большие Данные сегодня у всех на устах, а «ученый по данным» (data scientist), согласно Harvard Business Review, – самая востребованная специальность XXI века. Пристальный интерес к данной области обусловлен растущим пониманием того, что анализ больших объемов информации позволяет получить сведения, которые прежде были недоступными или, что хуже, игнорировались в пользу «интуиции».
Примечательно, насколько широко используются Большие Данные. Похоже, сегодня попросту не осталось областей, где бы не применялась обработка Больших Данных и смежные технологии – машинное обучение и искусственный интеллект. Большие Данные трансформируют разработку лекарств, образование, лингвистику, работу кадровых агентств. Пожалуй, проще перечислить отрасли и задачи, которые не меняются благодаря Большим Данным.
Но в IDC считают, что эпоха Больших Данных лишь в самом начале. Сегодня только в 1% приложений используются когнитивные сервисы, а к 2018 году этот показатель возрастет до 50%. По сути, механизмы аналитики будут встроены во все приложения, предоставляющие новые функции или обеспечивающие удобное выполнение повседневных задач.
Легко назвать одну из главных проблем, связанных с Большими Данными, – гигантский размер пространства хранения, которое им требуется. Решение предлагают крупные провайдеры облачных сервисов. Что касается машинного обучения, многие наверняка слышали об IBM Watson, но Google, Microsoft и AWS тоже создают подобные сервисы и предоставляют доступ к огромным срезам данных для аналитических нужд. Очевидное следствие этой тенденции – повышение привлекательности крупных провайдеров в ущерб малым, которым не хватает бюджета на развитие сервисов машинного обучения.
Возможно, прогноз IDC чересчур оптимистичен в отношении сроков, но ясно, что в обозримом будущем Большие Данные продолжат играть важную роль для корпоративных ИТ.
Все предприятия становятся разработчиками ПО
Итак, предприятия отворачиваются от традиционных поставщиков и обращаются к облачным провайдерам. Между тем все больше предприятий сами начинают разрабатывать ПО, нередко пользуясь открытым кодом. В IDC прогнозируют, что «к концу 2017 года две трети генеральных директоров предприятий, входящих в рейтинг Global 2000, сделают цифровую трансформацию (digital transformation, DX) стержнем корпоративной стратегии, а к 2018-му предприятия, реализующие такие стратегии, увеличат объем собственных ресурсов разработки ПО более чем вдвое, при этом две трети их программистов будут заниматься приложениями и сервисами, связанными с DX».
Роль службы ИТ изменится как никогда. Ситуацию можно описать так: долгие годы в ИТ просили о «месте за общим столом», а теперь, когда вы его наконец получили, вы в ужасе, потому что все вдруг повернулись к вам и спрашивают, что делать дальше. Именно так будет с большинством отделов ИТ в предстоящие несколько лет. И если первоначальную разработку мобильных приложений во многих компаниях возложили на аутсорсеров, то построить цифровое предприятие силами только внешних консультантов никак не удастся.
Но даже если такое и было бы возможно, никакая компания попросту не может себе этого позволить. Стать цифровым предприятием настолько важно для любой компании, что будет слишком опасно полагаться на третьи стороны, чтобы мириться с неизбежными накладными расходами, фальстартами и недопониманием.
Поэтому службе ИТ предстоит стать главным двигателем бизнеса. Уровни ответственности отдела ИТ и ожиданий от него станут высокими, ИТ-директорам придется непросто. Те, кто не справится с новой ролью, окажутся на обочине – их заменят кем-то, кто лучше подходит для новых задач.
Можно не сомневаться в том, что проводниками компаний на пути в цифровое будущее станут именно отделы ИТ.
Разработчики – в дефиците
Разумеется, в одиночку ИТ-директора не справятся. Им потребуется команда подчиненных, отвечающих за реализацию приложений, которые составят компанию цифровым предприятием.
И они будут во всем отличаться от традиционных приложений уровня предприятия. Их будут писать на других языках программирования, использовать другие базы данных, библиотеки, среды выполнения. Практически все станет иным, поэтому разработчикам понадобится совсем другой набор навыков, чем для приложений предыдущего поколения. В IDC об этом пишут так: «К 2017 году больше половины ИТ-затрат организаций будет уходить на технологии, решения и сервисы Третьей платформы (к которой относятся социальные сети, мобильные технологии, аналитика и облака), а к 2020-му – свыше 60%».
По сути, различия между понятиями «корпоративный отдел ИТ» и «поставщик ИТ» сотрутся – и те и другие будут предлагать технические решения, реализующие ключевые механизмы работы компаний. Таким образом, можно ожидать ожесточенной борьбы за ограниченный пул разработчиков между корпоративными службами ИТ и технологическими компаниями.
Можно предвидеть, что потребуются серьезные изменения менталитета как в корпоративных службах ИТ, так и в их родительских организациях. Службы ИТ традиционно рассматривали как центр затрат, бюджет которого нужно держать в узде, а тем до сих пор удавалось держать оборону лишь в плане зарплат. Разработчиков же нередко считали заменимым «расходным материалом». Но в новой реальности, став критически важным ресурсом, разработчики прекрасно будут знать себе цену.
Не нужно думать, что ваш отдел ИТ защищен, если он находится не в Кремниевой долине, – спрос на квалифицированных специалистов со стороны компаний оттуда столь высок, что они ищут таланты по всему миру.