Выбор редуктора
Мировой финансовый кризис не оставил нетронутой ни одной промышленной отрасли. Платежеспособный спрос стремительно сокращается.
Теперь предприниматели-промышленники по-настоящему почувствовали, что значит войти в режим тотальной экономии. Придется засучить рукава и провести нелегкую схватку с расходной базой своего родного предприятия. Сегодня потребители не готовы платить столько же, сколько платили вчера, поэтому необходимо дать им возможность тратить меньше, и при этом самим остаться в рамках приемлемой рентабельности.
Производство должно работать, ведь без добавочного продукта нет развития мировой экономической системы – поэтому мы просто обязаны сделать привычный для нас продукт более дешевым, но не менее качественным. Как это сделать? Давайте рассмотрим это на примере редукторов общепромышленного назначения.
Привод является дорогостоящим элементом любого оборудования, в котором он применяется, а посему существует необходимость не только в точном техническом расчете, но и в экономическом анализе применения той или иной модели. Цель, поставленная перед нами – снизить стоимость конечного продукта, а именно оборудования с приводным механизмом.
Ясно, что получить этот результат можно за счет: а) использования более дешевых комплектующих деталей; б) оптимизации весогабаритных характеристик оборудования, что позволит сэкономить на логистических издержках для клиента; в) внедрения узлов, не требующих дорогостоящего сервиса, либо частой замены.
Чтобы разобраться, как реализовать вышеперечисленные три пункта, для начала проведем краткий исторический экскурс в развитие редукторостроения в нашей стране. По стечению обстоятельств Россия выбрала свой путь движения данной отрасли. Видимо, начало этого процесса следует искать, где-то в 60-70-х годах XX века. В те времена, специалисты отечественных КБ, имея мощную ресурсную базу, трудились над разработкой приводных механизмов, для быстрорастущей промышленности Советского Союза, заботясь в большей степени о выходных параметрах приводов, нежели об оптимизации их стоимости. В то же время в экономически развитых странах научные изыскания были направлены, в том числе на снижение себестоимости продукта.
Отставание от научно-технического уровня развитых стран стало очевидно уже в начале 90-х годов, когда с переходом к рыночным отношениям у российского потребителя появился собственный, не навязанный государством выбор. Гигантизм советских разработчиков привел к тому, что современный зарубежный привод не только выглядит более изящно, обладает высокими качественными и техническими характеристиками, но и нередко имеет более низкую стоимость, чем российский аналог.
Вы скажете, что вопрос сопоставимости цен спорный?
Да, действительно в начале и середине 1990-х годов уровень глобализации торговых отношений между промышленниками России и остального мира не был еще так развит как сегодня, поэтому масштабных поставок не осуществлялось, а соответственно и цена на редукторы западного производителя была значительно выше, чем на отечественный аналог. Ситуация наших дней выглядит совершенно иначе: высочайший технологический уровень мировых производителей, всеобщая информационная доступность, конъюнктура международных деловых связей, современные скоростные логистические схемы – все это делает передовую редукторную технику более доступной.
Давайте разберем преимущества использования импортных редукторов для достижения поставленной в начале статьи цели. Популярными типами редукторов общепромышленного назначения являются червячные и соосно-цилиндрические редукторы. Их популярность обусловлена тем, что червячные редукторы имеют компактное исполнение, небольшой вес, широкую вариативность способов присоединения, хорошую термостойкость, а соосные редукторы вдобавок еще и высокую устойчивость к осевым и радиальным нагрузкам.
Характерной особенностью исполнения таких редукторов у ведущих мировых производителей является принцип блочной структуры, которую принято называть мотор-редуктором. Мотор-редуктор представляет собой единый узловой блок, собранный с помощью фланцевого соединения.
Достоинствами такой модульной системы являются: более высокий КПД привода, простота обслуживания (некоторые типы редукторов не требует замены масла), компактность, хорошая герметичность, легкий вес конструкции. Используя мотор-редуктор, мы наверняка достигнем требуемых условий пунктов «б» и «в» нашей задачи. Для примера возьмем широко применяемые в России редукторы типа 2Ч и сравним их с аналогами – червячными мотор-редукторами, изготовленными по стандарту ISO.
Марка производителя мотор-редуктора не имеет принципиального значения, т.к. большинство из них имеют близкие друг с другом параметры. В частности сравнительные характеристики для 63-го типоразмера с передаточным отношением 40:1 и асинхронным электродвигателем 1500 оборотов в минуту, мощностью 0,75 кВт будут выглядеть так:
Редуктор 2Ч-63-40:
Вес – 12,6 кг.
Габариты корпуса, мм – 220х145х225
Крутящий момент – 120 Н*м
Мотор-редуктор импортного производства:
Вес – 6,5 кг.
Габариты корпуса, мм – 146х103х174
Крутящий момент – 137 Н*м
Исходя из вышеуказанных данных, мы видим, что импортный редуктор обладает меньшими размерами и гораздо легче аналога, а значит, он выполняет условие «б» нашей задачи.
Высокая термостойкость импортного редуктора обеспечивается системой дополнительных охлаждающих каналов, а бесшумность в работе достигается за счет снижения погрешности в соединениях комплектующих частей. Импортный агрегат не требует замены масла и имеет более высокие характеристики герметичности. Таким образом, условие «в» мотор-редуктором также выполнено. Теперь сопоставим стоимость этих моделей.
Среднерыночная цена редуктора 2Ч-63 у заводов-изготовителей в 2008 году составляла около 11 тыс. рублей, импортного редуктора около 8,5 тыс. рублей.
Условие «а» импортным аналогом выполнено. Вы вправе возразить, что знаете поставщика, который предлагает редукторы 2Ч-63 российских заводов-изготовителей по более низкой цене.
Практика показывает, что эти редукторы являются либо списанным неликвидом какого-то предприятия, что само по себе и не страшно, но не подходит для нужд потокового производства, т.к. количество их явно невелико. Либо это восстановленные «умелым» слесарем редукторы, что может быть губительно для вашей деловой репутации и финансового благополучия, если ваше оборудование вдруг сломается по причине внезапной гибели привода.
Подобный анализ вы можете проделать самостоятельно, если обзаведетесь каталогами заводов-изготовителей, где должно быть указано устройство редуктора, чертеж и его основные технические характеристики. В нашем примере, вывод ясен, но, к сожалению, на многих российских предприятиях инженеры-конструкторы продолжают работать по старинке и не закладывают современные приводы в свои проекты.
Не стоит рассматривать данную статью, как призыв использовать только импортные. Напротив, она демонстрирует возможность выбора, которую не все используют, как следует.
Надеюсь, что этот материал привлечет внимание к изучению современных достижений в области приводной техники, как одного из пунктов оптимизации стоимости оборудования.
Автор статьи Валентин Прибытков, директор компании «Валтеко»