Новости электротехники

Автоматизация учета ресурсов в многоквартирном доме

Каждое городское здание подключено к сетям инженерно-технического обеспечения и оборудовано пятью основными каналами: электричество, газоснабжение, водопровод, отопление и горячее водоснабжение, которые имеют особое значение с точки зрения энергосбережения.

По этим же каналам легко организовать учет общедомового потребления ресурсов. Для этого в соответствующих помещениях зданий формируются входные узлы, в которые устанавливаются счетчики. Эти же счетчики подсоединяются к контроллерам, данные с которых поступают на узел связи, как правило, GSM, и далее передаются на сервер, где установлена система учета. По данной схеме строятся различные автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) и отопления.

Достоинствами таких систем следует относятся их отработанность и накопленный опыт установки и эксплуатации. Но эти системы обладают и рядом недостатков.

Обычно, АСКУЭ не всегда готовы к интегрированному учету всех ресурсов, и очевидно, что создание 4-5 (по сути одинаковых) систем будет всегда более сложно и затратно, чем одной универсальной.

Второй недостаток связан с высокой стоимостью. Если стоимость узла учета ресурсов всего многоквартирного дома в 200000-300000 рублей еще оправдана, то для каждой квартиры она должна быть существенно ниже.

Третьим отрицательным фактором является короткий срок межповерочного интервала, с которым можно согласиться в отношении общедомовых, но никак не поквартирных счетчиков.

В идеальном варианте должен быть интегрирован простой и надежный счетчик с длительным режимом работы без поверки и возможностью его простой замены при выходе из строя.

Дополнительными недостатками АСКУЭ являются, в том числе, и отсутствие достаточной нормативной базы и стандартизованных решений с единым протоколом передачи или поступления данных на центральные серверы учета. Результат этих недостатков в рамках даже одного микрорайона может быть катастрофическим. Кроме этого, в настоящее время нет специализированного программного обеспечения (ПО), которое позволяло бы учитывать все ресурсы, анализировать эти данные и формировать прогнозы, и предупреждения в масштабах дома, квартала, микрорайона, района и города.
Это ПО должны решать различные задачи такие, как например, в пиковые часы потребления электроэнергии – рекомендовать меры по ее экономии, в случае аварии – помогать в решении задачи скорейшего восстановления системы и сохранения тепла в жилом фонде. ПО или отдельные его пакеты, имеющие общую базу данных, должны позволять пользователям, жильцам всех квартир и домов, заходить на свои личные страницы учета ресурсов, например, через обычный браузер, и анализировать собственное потребление вплоть до суточного. И, что сегодня является объективно востребованным, на основе этих данных жильцы хотели бы получать единые счета за потребленные ресурсы. И опять же нерешенным является на сегодня вопрос — кто именно будет их формировать.

Последним и, возможно, самым главным, но пока не столь очевидным, недостатком является то, что подобные системы не предлагают единой концепции построения поквартирных систем учета, их интеграции и последующего развития в направлении автоматизации всего здания.

Все перечисленные недостатки позволяют создать таблицу требований к автоматизированным системам учета ресурсов (АСУР) как общедомового, так и поквартирного уровня.

В таблице представлены усредненные требования, которые предъявляются к системам, устанавливаемым в городских многоквартирных домах. Стоимость установки и подключения одного датчика-счетчика при комплексном решении должна составлять 200-300 руб., а годовое обслуживание — не превышать 50 -100 руб. в год на один счетчик.

Выработка единых подходов — государственная задача

Федеральная программа повышения энергетической эффективности и аналогичные региональные программы, учитывающие масштаб конкретных городов и локальные погодные условия, позволили бы разработать в каждом городе собственные варианты построения АСУР на основе единого подхода. К сожалению, пока подобного подхода не существует.

Видимо, сложившаяся ситуация устраивает все стороны, участвующие в процессе ресурсоснабжения. Однако для рядовых граждан, ТСЖ и других потребителей наступают сложные времена: существуют распоряжения правительства о внедрении энергосберегающих технологий, но внятные рекомендации, как это сделать комплексно и эффективно, отсутствуют. В это время на рынке преобладают разрозненные решения, оценить которые в отсутствие прозрачных критериев качества не представляется возможным.

К сожалению, сознавая необходимость модернизации производства и ЖКХ с точки зрения потребления ресурсов, государство не до конца пришло к пониманию того, что для этого нужны правила, технические регламенты, ГОСТы, по затратам на разработку которых Россия отстает от той же Германии в 100 раз.

Просмотров: 2361
Поделиться